Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа – лицей № 1 имени Героя Советского Союза Николая Георгиевича Саранчева» города Алушты

­­­­

­

Информация
Назад к списку

Очерк о самом «строгом» педагоге 

Очерк о самом «строгом» педагоге АвторСмолина Е.Г. (РФ, Республика Крым, г. Алушта, МОУ «Школа-лицей № 1», Вся её жизнь – школа! Имя Зинаиды Петровны Сафоновой в Алуште знает и стар и мал! Сколько поколений воспитано этим замечательным педагогом! Скольким юным она сумела передать свои знания! Привить интерес к своему предмету. Зинаида Петровна из тех учителей, которые, однажды переступив порог школы, остаются в ней навсегда и никогда не жалуются на свой тяжелейший труд! А пришла она в школу совсем молодой и окрылённой мечтами девушкой. Было это в далёком 1959-ом году на Луганщине. Красивая, энергичная женщина, со светлым открытым взглядом и огромным желанием трудиться, она, войдя в класс, с первых дней прочно стала на позицию взаимопонимания между учеником и педагогом. Не каждому молодому, да и не только молодому, учителю дано раз и навсегда завладеть вниманием всех детей. У Зинаиды Петровны получалось, она не припомнит такого случая, чтобы ученики её не слушались. Возможно, кто-то скептически скажет: «Другие времена были – другие дети». Но нет. В Алуштинской средней школе №1, где она проработала наиболее значительный отрезок времени, репутация Зинаиды Петровны непоколебима: очень порядочный, требовательный и к себе (это в первую очередь), и к своим питомцам педагог. Долгие годы можно былослышать между старшим и младшим поколениями учеников примерно такие диалоги: - А кто у вас математику читает? – Зинаида Петровна. – Зинаида Петровна?! О-о-о! Как много значило это «О-о-о»! Каким одновременно и субъективным, и объективным оно было. Не каждому нравился «строгий, классический» подход Зинаиды Петровны к ученику. Многие не принимали такую непоколебимую требовательность в подходе к изучению предмета. Но не протестовали. Ведь что ни говорите, но ученикам, а особенно их родителям, нравится, когда взята очередная планка высоты в науке. А наука-то непростая, царица всех наук – математика. И вот эту-то науку постигали все, если учились у Зинаиды Петровны: и способные, которые с успехом потом поступали на математические или коммерческие факультеты, и те, кому она не сильно нужна была, а то и вовсе не нужна, и даже те, о ком принято говорить: «К наукам не склонен». По воспоминаниям её учеников, Зинаида Петровна любого двоечника могла научить. Не было в классе ни единого ученика, который бы не занимался математикой. Не получается? Приходи в субботу, в воскресенье. Этот железный порядок занятий со слабыми ученикам и был заведён раз и навсегда. Зинаида Петровна совсем бескорыстно занималась со своими подопечными по выходным. И те, кому не нравилась такая требовательность, совсем по-другому понимали и оценивали её строгость через дали времени. Вот, например, высказывания одного из выпускников, которому математика нужна была только для аттестата: «Зинаида Петровна - это не просто педагог, учитель и профессионал своего дела. Она очень целостная, проницательная личность, которая могла дать мне совет, как по алгебре, так и по жизни. Её глубокий взгляд на те или иные проблемы и явления всегда впечатлял своей простотой, но при этом, что очень важно, житейской остротой. Знаю, нелёгкая судьба у Зинаиды Петровны: тяжёлые потери близких и много других лишений за плечами. Однако за весь период обучения в школе я ни разу не видел её в плохом настроении. Как настоящий специалист, сильный духом человек и хороший психолог, а в первую очередь – Женщина, она достойна всяческих похвал, поощрений и огромного уважения со стороны её учеников и окружающих её людей». Думаю, Зинаида Петровна приятно бы удивилась, если б узнала, что автор этих строк – тот капризный Рома (ныне без пяти минут успешный политолог), который перебирал многих учителей, пока не попал в руки ей. И не только Рома так высоко ценит Зинаиду Петровну. Все коллеги отмечают исключительную порядочность и огромнейший энтузиазм Зинаиды Петровны. За плечами больше, чем полвека тяжёлого педагогического труда, в том числе и административной работы (в должности завуча), но педагогическая поэма ещё не окончена. Коллеги по-прежнему часто видят её в школе. Маленькая, худенькая фигурка снова склонилась над тетрадкой ученика, а рядом сидит питомец, будущий учёный или просто хороший работник. И Учитель безотказно выполняет свой профессиональный долг. Помогает в очередной раз постичь не простые формулы математики, а заодно и формулы жизни. И чаще к ней приходят те, кому в обычной обстановке на уроке не даётся математика. И как же удивляется такой ученик, когда строгая Зинаида Петровна и растолкует всё до ясности, и на шутку не поскупится, и о проблемах расспросит, советом поможет, а то и сладким чаем напоит. А ещё – она мать троих детей, может гордиться дочкой, кандидатом наук. Глядя на такой образ учителя, невольно вспоминаются лучшие годы той системы образования, о которой теперь всё чаще говорят как о лучшей в мире. Нынче трудно представить, чтобы молодые работали так самозабвенно. И только старые, закалённые советской системой воспитания учителя могут с такой осознанностью относиться к педагогической деятельности. Вот оттуда и Зинаида Петровна. Она - исключительной скромности человек и о своих заслугах не любит говорить. Это уж этика советского педагога, когда, по словам же Зинаиды Петровны, больше учили, а не изображали всякого рода деятельность. «Надо разгрузить педагога от ненужной формальной работы, - считает она. – Дать молодому специалисту 10 учеников и хорошую зарплату. И пусть в течение года он работает с этими десятью. Если научит восемь, а два останутся, дать возможность научить и тех. Не бывает плохих учителей, как и плохих учеников, - утверждает Зинаида Петровна. – Бывают плохие для работы условия». Те, кто проработал бок о бок с Зинаидой Петровной долгие годы, знают: это не пустые слова. Она как раз создавала условия для нормальной работы и часто защищала учителя от тех, кто мешал выполнять эту работу. И хорошо помнит те времена, когда проверок было меньше, но они были качественнее. Анализ урока был детальный и не по схеме, где каждый пункт является обязательным. Главное – услышать учителя, а потом уж дать ему советы. И за грубое, оскорбляющее учителя слово ученик отвечал вместе со своими родителями как положено. А этическим нормам уделялось особенное внимание. «С теми, кто матерится, не пить, не есть и не молиться», - по такому единогласному принципу воспитывали нерадивых. К сожаленью, время строгих нравов и качественного обучения, по мнению старейшего в нашей школе педагога, осталось в веке минувшем. Пришло время массового формализма и новаторских экспериментов. Мы не можем не прислушаться к мнению того, кто отдал и отдаёт всю свою жизнь школе, и с признательностью говорим: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Искреннее спасибо Вам от всех коллег и учеников, Зинаида Петровна, за несоизмеримый труд и мудрые советы. И пусть долго ещё светит Вам солнышко, как освещаете и вы своими знаниями и согреваете любовью пути всех своих учеников! 

Ссылка на полную новость